Предисловие

 

Booбpaзитe ceбe coвpeмeннoгo Рипa Baн Bинкля, ycнyвшeгo в 1942 г. и пpocнyвшeгocя ceгoдня. Рaзвe не пpocтитeльнo былo бы eмy, oбнapyжившeмy coвpeмeннyю бытoвyю элeктpoникy, ocoбeннo на aвтoмoбиляx, cдeлaть вывoд, чтo втopyю миpoвyю вoйнy выигpaлa Япoния.

Герман Кан, 1980 г.

Изучение истории «автомобильных войн» началось тогда, когда американская автоиндустрия переживала трудные времена; мы же пишем о них в период ее оживления. Ее прибыли повысились ныне до рекордного уровня, позволяющего советам директоров компаний «большой тройки» преподносить своим высшим менеджерам, входящим в состав этих самых советов, баснословные премии, которые в одной только корпорации «Дженерал моторс» достигли 181 млн. долл.

В 1985 г. четырем автомобильным компаниям США предстоит завершить начатую в 1979 г. программу перестройки и рационализации производства общей стоимостью 80 млрд. долл., причем полагают, что все они находятся в довольно стесненном финансовом положении. Это действительно так, если сравнить их нынешние позиции с теми, какие они занимали в конце 70-х годов. Возникают, однако, тревожные вопросы. Как перенесет автомобилестроение будущее сокращение продаж. В состоянии ли будут «Дженерал моторс» и «Форд» реализовать свои амбициозные глобальные планы? Сумеет ли «Крайслер» выпустить на рынок новую машину взамен модели «К»? Будет ли рост поступлений у «Америкэн моторс», теперь фактически превратившейся в дочернюю компанию фирмы «Рено», сопровождаться увеличением прибылей?

 


Ли Якокка с первым автомобилем на платформе К

Наконец, чего следует ожидать от японцев? Можно ли всерьез полагать, что они не предпримут крупное наступление на наши рынки, если будут сняты ограничения на импорт автомобилей? Беседы с японскими менеджерами в Тойота-сити, Йокогаме и Токио не оставляют на этот счет никаких сомнений.

Вот на какие мысли наталкивает современное развитие автомобильной промышленности. Сейчас, когда в центре внимания должен оказаться японский вызов в области компьютерной техники, целесообразно принять в расчет тот факт, что фирма «Тойота» расходует на исследования и разработки больше средств, чем любая другая из японских компаний, и что в число четырнадцати крупнейших инвесторов в компьютерную технику входят четыре автостроительные фирмы. В автоиндустрии сосредоточена четвертая часть общего количества промышленных роботов Японии, а на долю этой страны приходится примерно 70 % всего их мирового парка. Завод «Тахара-2» компании «Тойота», расположенный близ Тойота-сити, является, вероятно, самым современным и автоматизированным в мире, но и он скоро может уступить этот титул вступающему в строй заводу фирмы «Мазда мотор корпорейшн» в г. Хову.

Примечательно, что в составе шести крупнейших японских экспортеров четыре («Тойота», «Ниссан», «Хонда» и «Мазда») — это автомобильные компании; два остальных — «Ниппон стил» и «Мацусита электрик». Само собой разумеется, что весьма влиятельное в Японии министерство внешней торговли и промышленности будет продолжать оказывать энергичную поддержку экспортным операциям этих фирм.

Соображения относительно перспектив дальнейшего развития автомобильной промышленности изложены в завершающей главе настоящей книги. Однако, прежде чем оценивать сегодняшние проблемы отрасли и ее будущие возможности, необходимо знать, как эти проблемы появились. Возникновение их относится к периоду, последовавшему непосредственно за второй мировой войной, когда перед Детройтом открывались блестящие перспективы, в небе над ним не было ни тучки и никому не приходило в голову сомневаться в успехе, ожидающем эту специфически американскую отрасль индустрии.

15 июля 1984 г. Роберт Соубел.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.