Глава 5. «Большая тройка» подумывает о малолитражках. ч7

Продажи этих американских компактных автомобилей в большой степени производились за счет вытеснения импортных машин, особенно марок «Рено», «Вольво» и «ФИАТ». Однако отнюдь не за счет фирмы «Фольксваген», которая в 1961 г. продала в США свыше 177 тыс. машин «Жук» и спортивных автомобилей модели «Карманн Гиа». По иронии судьбы «Фольксваген» продавала гораздо большего размера модель седана «Вариант» у себя в Западной Германии. К этому времени «Фольксваген» уже захватила почти половину американского рынка импортных легковых автомобилей и неуклонно усиливала свой натиск. В следующем году ее продажи в США составили около 200 тыс. машин, то есть уже 80 % импортного рынка. И все же это было меньше половины сбыта фордовской модели «Фалкон». В 1959 г. на долю западноевропейских фирм приходилось 10 % американского автомобильного рынка, а спустя три года она сократилась до 4,9 %.

VW Karmann Ghia 1961

Как только «большая тройка» вступила на рынок компактных автомобилей, периоду славы компании «Америкэн моторс» пришел конец. Объем сбыта «Рамблер Америкэн», доведенный в 1960 г. до 422 тыс. шт., в следующем уже сократился до 370 тыс. шт. В середине 60-х годов в деятельности «Америкэн моторс» наметилось некоторое оживление, но затем всякая надежда на то, чтобы бросить вызов «большой тройке», исчезла. К началу 70-х годов, когда продажи этой фирмы колебались вокруг цифры в 250 тыс. машин, разговоры в «Америкэн моторс» велись уже главным образом о том, какие меры необходимо предпринять, чтобы фирма сохранила свое существование.

Удовлетворение компаний «большой тройки» результатами этой борьбы легко объяснимо. Годами их менеджеры хвастали, что могут в любое время изгнать с рынка иностранцев. Теперь все импортеры, за исключением «Фольксвагена», были повержены. Что касается «Фольксвагена», то Детройт продолжал придерживаться мнения, будто эта компания лишь угождает вкусам всяких чудаков, на удовлетворение спроса которых не стоит тратить силы.

Эта позиция наряду с успехом компактных автомобилей побудила «Дженерал моторс» и «Форд мотор» отказаться от уже разработанных проектов собственных моделей, аналогичных по размерам машинам компании «Фольксваген». Фордовская модель, которая должна была получить название «Кардинал», и модель «Фишер» корпорации «Дженерал моторс» оставались в чертежах и так и не были запущены в производство в США, хотя компания «Форд» стала выпускать в Западной Европе свою малогабаритную модель под наименованием «Таунус-12», а модель «Фишер» оказала влияние на конструкции автомобилей, производимых западноевропейскими филиалами «Дженерал моторс».

Ford Taunus 12M 1959-1962

«Большая тройка» в 60-е годы пошла на то, чтобы выпускать новые модели компактных автомобилей, многие из которых позволяли клиентам подняться на ступеньку выше и заменить модели выпуска 1959–1960 гг. Покупатели, недовольные «Фалконом», могли, например, заменить его на «Комет» с маркой фордовского отделения «Меркьюри». В «Дженерал моторс» ее отделения выпускали соответственно: «Олдсмобил» — модели «Ф-85» и «Катлес», «Понтиак» — модель «Темпест», а «Бьюик» — модель «Скайларк». Корпорация «Крайслер» предложила покупателям автомобиль «Додж Дарт» — более изысканный вариант модели «Велиэнт». Большинство перечисленных моделей были хорошо приняты на рынке.

Mercury Comet 1961

 

Oldsmobile Cutlass 1961-1963

 

Pontiac Tempest 1961-1963

 

Buick Skylark 1961-1963

 

Dodge Dart 1960-1961

Парадокс, однако, состоял в том, что при всех этих успехах уровень прибыльности производства компактных моделей был опасно низким. Детройт уже пришел к заключению, что он может выпускать почти любую модель (за исключением аналога «Фольксвагена»), какую пожелает американский покупатель, но опыт с моделями «Корвейр», «Фалкон» и «Велиэнт» показал, что их производство просто невыгодно. Как заметил один из управляющих «Дженерал моторс», от продажи одного автомобиля «Бель эйр» с полным комплектом дополнительного оборудования можно извлечь больше прибыли, чем от продажи пяти машин «Корвейр» без дополнительного оборудования, причем то же относится и к другим компактным автомобилям. Компании «большой тройки» явно не испытывали радости от выпуска компактных моделей, но их успех у покупателей показал, что отказаться от их производства невозможно. Однако эти модели можно было изменять, нагружая дополнительным оборудованием.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.