Глава 5. «Большая тройка» подумывает о малолитражках. ч1

В конце 1955 г. конструкторские подразделения корпораций «Дженерал моторс» и «Форд мотор» приступили к разработке проектов компактного легкового автомобиля. Это не означает, что их менеджеры твердо решили развернуть производство таких машин. Как мы уже убедились, «Рамблер» в том году не пользовался особой популярностью, и, хотя сбыт модели «Фольксваген» увеличивался, а в некоторых регионах страны приходилось больше полугода стоять в очереди, чтобы купить такие машины, Детройт все еще не рассматривал «Битл» как серьезную угрозу моделям «Шевроле», «Форд» и «Плимут». Напротив, работа над компактным автомобилем велась в рамках обычной для автомобильной промышленности практики перспективного планирования, так сказать, на всякий случай. Тогда, как и теперь, крупные компании вели экспериментальные работы с конструкциями и техническими новинками, которые очень редко внедрялись или внедряются в производство. Так обстояло дело и с проектами малогабаритного автомобиля. Ни один из первоначальных проектов 1955–1956 гг. не дошел до демонстрационных залов, но работа над ними продолжалась, и им суждено было в зависимости от конкретных обстоятельств либо оказаться преданными забвению, либо быть реализованными на практике.

Между тем Детройт внимательно следил за вторжением иностранных автомобилей, причем там считали, что решение о реакции на этот процесс будет в первую очередь диктоваться масштабами самого явления. Так оно и произошло. Общий объем продаж импортных легковых автомобилей составил в 1955 г. 58,5 тыс. шт., из которых 80 % приходилось на машины с кузовом типа седан. В следующем году сбыт автомашин местного производства сократился на 17 %, тогда как импортных возрос до 98,2 тыс. шт. Цифры казались тревожными, но еще не опасными, так как на долю импорта приходилось менее 2 % общего объема сбыта. Если бы на этом дело закончилось, Детройт и не подумал бы принимать ответные меры, однако ввоз в США малогабаритных автомашин продолжал нарастать, в 1957 г. он достиг уже почти 200 тыс. шт., то есть около 3 % всех продаж.

Это вызвало ответную реакцию, точнее, две ответные меры. Во-первых, Детройт ускорил исследовательские и опытно-конструкторские работы над компактными автомобилями, причем внедрение их в производство уже представлялось вполне реальной возможностью. Во-вторых, в качестве временного и потенциально связанного с меньшими издержками способа борьбы с импортом детройтские компании решили увеличить ввоз в США малогабаритных автомобилей, производившихся их западноевропейскими филиалами.

Как уже отмечалось, Форд еще в 1949 г. распорядился продавать в США некоторое количество автомашин, выпускавшихся в Англии его дочерней фирмой «Форд оф Ингланд», и в последующие несколько лет импорт этих автомобилей продолжался, хотя компания не очень их рекламировала. В середине 50-х годов «Форд» занимал на рынке импортных машин третье место после компаний «Фольксваген» и «Рено», и даже в кризисном 1956 г. продажа фордовских автомобилей, выпущенных за рубежом, велась весьма успешно. В 1957 г., когда было продано почти 20 тыс. этих машин, Форд дал команду развернуть их рекламу и провести исследование рынка с целью выяснить, чем импортные модели «Форд» привлекают американских покупателей. Результаты этих мер не вышли за пределы ожидаемого. Рекламная кампания не оказала существенного влияния на объем сбыта, а рыночное исследование выявило, что импортные машины «Форд» покупали американцы, не желавшие ждать полгода выполнения заказа фирмой «Фольксваген» и решившие довольствоваться этим автомобилем. Отсюда следовало, что сбыт импортных автомобилей «Форд» резко сократится, как только компания «Фольксваген» сможет удовлетворить спрос на ее модель «Жук». Придя к заключению, что нет смысла пытаться увеличить ввоз своих машин из Англии, корпорация «Форд» сосредоточила силы на разработке компактного автомобиля, который мог бы производиться в США.

Примерно аналогичной оказалась и позиция «Дженерал моторс». Корпорация тогда начала выпуск на заводах своих дочерних фирм «Воксхолл» в Англии и «Опель» в Западной Германии новых моделей легковых автомобилей и приняла решение начать их продажу на американском рынке. Как и машины «Форд» английского производства, эти автомобили были несколько больше, тяжелее и мощнее «Фольксвагенов». К тому же и дороже — около 2 тыс. долл. По существу, модели фирм «Воксхолл» и «Опель» были лишь ненамного дешевле самого скромного варианта «Шевроле». Кэртис, несомненно, имел в виду импортировать в США автомобили для продажи покупателям, ждущим очереди на приобретение «Фольксвагенов». Если бы общий объем сбыта сократился, уменьшились бы продажи машин «Воксхолл» и «Опель». Однако, если бы этим моделям удалось обеспечить себе собственный участок рынка, корпорация «Дженерал моторс» вложила бы дополнительные средства в рекламу и организацию их сбыта. Следовательно, «Дженерал моторс» могла без больших затрат выступить на рынке импортных малогабаритных автомобилей.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.