Глава 4. Появление компактного автомобиля. ч.7

Причины были совершенно очевидны, и в большинстве случаев преодоление их выходило за пределы возможностей Мейсона. Просто «большая тройка» была настолько могущественна, что никакой независимой фирме не удалось бы бросить ей вызов. Эффект масштаба массового производства на предприятиях «большой тройки», их гигантская сеть дилеров, щедро финансируемые рекламные кампании, а также завершение периода, когда спрос на рынке превышал предложение, — вот те главные факторы, которые способствовали накоплению трудностей не только у фирмы «Нэш», но также и у компании «Хадсон», «Студебеккер» и «Паккард». Между тем «Дженерал моторс» и «Форд мотор» вели между собой ожесточенную борьбу за рынки сбыта, причем новая команда менеджеров и конструкторов Генри Форда II предприняла попытку превзойти производственные показатели «Дженерал моторс». Объем сбыта компании «Форд» действительно возрос, но «Дженерал моторс» также увеличила свои продажи, однако достигнуто это было за счет потеснения на рынке независимых фирм. До второй мировой войны на долю «малой четверки» приходилось несколько менее 10 % рынка. В период, когда предложение со стороны «большой тройки» не обеспечивало удовлетворение спроса, эти четыре компании вместе с новичком в автомобилестроении «Кайзер-Фрейзер» повысили свою долю в общих продажах почти до 20 %. Затем рыночная конъюнктура изменилась, «большая тройка» снова нарастила свои мускулы, и доля независимых фирм в сбыте снова сократилась. В 1953 г. она уже достигла прежних 10 % и продолжала снижаться.

Независимые компании не в состоянии были состязаться с «большой тройкой» не только в области цен и рекламы, они уступали ей также и в приобретавшей все большую остроту проблеме престижного облика легкового автомобиля. В эпоху Кэртиса, когда в глазах покупателей преобладающее значение имели броский внешний вид, мощность и размеры машины, автомобили этих фирм, даже обтекаемый «Студебеккер» и последняя модель фирмы «Кайзер», были лишены искомого социального ореола, а на их владельцах лежала печать людей отсталых, старомодных и довольно ограниченных.

Но все это можно было бы преодолеть, если бы не ухудшающиеся качественные характеристики автомобилей. Проблема эта встала перед всей отраслью, но особенно острой она оказалась в компаниях «Студебеккер» и «Нэш». Традиционно верные своим фирмам клиенты еще некоторое время готовы были продолжать приобретать их автомобили и даже платить за них на несколько сот долларов больше, так как по прошлому опыту считали эти машины добротными по конструкции и надежными в эксплуатации. Однако с конца 40-х годов настроения покупателей стали меняться, и к 1953 г. продукция независимых компаний уже расценивалась как второсортная. Для большинства специалистов автомобильной промышленности теперь уже стала очевидна необходимость принятия самых крутых мер, которые позволили бы этим фирмам или хотя бы некоторым из них выжить.

В поисках способов сохранить свое существование независимые компании, готовые к этому времени почти на любые эксперименты, решили последовать примеру фирмы «Нэш» и выйти на рынок с меньшего размера и менее дорогими моделями, избегая тем самым прямой конкуренции с «большой тройкой». Однако перспективы сбыта не были для них благоприятными, поскольку опыт продаж «Рамблера» и «Генри Джей» оказался неудачным. Тем не менее компания «Виллис» в начале 1952 г. выпустила на рынок свою модель «Аэро», а в конце 1953 г. фирма «Хадсон» предложила покупателям модель «Джет» с базой 2640 мм. Обе эти попытки потерпели неудачу, причем не только потому, что эти автомобили отличались непопулярными в то время относительно малыми размерами, но также из-за того, что они по своей конструкции оказались неинтересными и не привлекали покупателя никакими существенными новинками. К тому же обе модели были дороже по сравнению с полноразмерными машинами «Шевроле» и «Форд» с таким же комплектом оборудования. По существу, модели «Аэро» и «Джет» символизировали предсмертный хрип компаний, которые их выпустили. Вскоре фирма «Виллис» влилась в «Кайзер-Фрейзер», которая в свою очередь через некоторое время прекратила производство автомобилей, а компания «Хадсон» вступила в переговоры с «Нэш».

Willys Aero 1952

 

Hudson Jet 1953

К этому времени большинство специалистов отрасли пришли к заключению, что достаточная рентабельность независимых компаний, а быть может, и их способность сохранить свое существование могут быть обеспечены только в результате слияния. Это позволило бы укрупненной компании отказаться от некоторых дублирующих моделей, закрыть нерентабельные заводы, укрепить сбытовую сеть и в целом сократить издержки производства, что привело бы одновременно к снижению цен на автомобили и к повышению доходов. Мейсон взял на себя инициативу, вернувшись к давно вынашиваемой им идее слияния «Нэш», «Хадсон» и «Паккард» в одну компанию, которой намеревался дать наименование «Америкэн моторс». Он считал такую комбинацию почти идеальной. «"Америкэн моторс", — утверждал он, — могла бы выпускать семь базовых моделей с использованием только двух типов кузовов. Кузов "А" надо будет ставить на основную массовую модель, тогда как кузов "Б" должен предназначаться для хадсоновских моделей "Уосп" и "Хорнет", паккардовских "Патришн" и "Клиппер", а также для моделей "Амбассадор" и "Стэйтсмен", выпускавшихся фирмой "Нэш". Дублирующие друг друга предприятия по производству коробок передач, двигателей и других узлов можно было бы ликвидировать или объединить». Мейсон твердо верил, что такая укрупненная компания способна была справиться если не с «Дженерал моторс» или «Форд мотор», то по крайней мере с «Крайслер».

Руководители фирмы «Паккард» не проявили интереса к этому плану, предпочтя слияние со «Студебеккер». Как оказалось, это было к лучшему, так как из четырех (кроме «Нэш») независимых компаний «Паккард» была самой слабой и поэтому самой безнадежной. Более того, отсев этого производителя больших и дорогих автомобилей позволил менеджерам фирм «Нэш» и «Хадсон» сконцентрировать свои силы на тех участках рынка, которые они лучше всего знали, а именно на рынках легковых автомобилей низшего и среднего ценового классов.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.