Глава 4. Появление компактного автомобиля. ч.3

Мейсон был не единственным человеком, вынашивавшим мысль о маленьком автомобиле. В свою очередь и «Нэш» была не единственной фирмой, стремившейся захватить рынок малогабаритных легковых автомобилей. Однако Мейсон и его компания прокладывали путь в этом направлении в то самое время, когда «большая тройка» двигалась в противоположном, а вызов «Фольксвагена» еще маячил в будущем. Мейсон даже выбрал уже название для автомобиля, в котором должны были найти воплощение его идеи, а именно «Рамблер» (модель с таким названием компания «Нэш» выпускала до первой мировой войны). При этом сам Мейсон решил не пользоваться выражением «маленький», быть может потому, что знал, как американские покупатели неодобрительно воспринимали это прилагательное к большинству вещей, а к легковым автомобилям в особенности. Он придумал для своего «Рамблера» другое обозначение, а именно «компактный» автомобиль.

Мейсон сформировал специальную группу, которой надлежало разработать конструкцию, а затем и организовать производство задуманной им модели. Возглавил ее Мид Мур, вице-президент фирмы «Нэш», ответственный за конструкторские и исследовательские работы, вникавший также и в производственную деятельность. Однако человеком, имя которого впоследствии в первую очередь ассоциировалось в сознании широкой публики с моделью «Рамблер», был не Мур и даже не Джордж Мейсон. Когда американцы 50-х и последующих годов представляли себе этот автомобиль, они вспоминали Джорджа Ромни, специалиста по связи с общественностью и лоббиста, пришедшего в компанию «Нэш» весной 1948 г.

Ромни был одним из тех людей, о которых иногда говорят, что они заслуживают более высокой оценки, чем данная им в исторических трудах. Покинув автомобильную промышленность в момент, когда он находился в зените славы, Ромни был избран губернатором штата Мичиган, приобрел на этом посту репутацию продуктивного и весьма популярного политического деятеля, а в 1964 г. о нем говорили как о возможном кандидате от республиканской партии на пост президента США. В начале 1968 г. в ходе избирательной кампании он шел впереди других претендентов на пост президента, несмотря на распространение критических оценок его интеллектуальных и политических способностей. Затем он заявил, что ему «промыли мозги» в вопросе о войне во Вьетнаме, что было воспринято как критика официальной политики США, и пресса буквально смешала его с грязью. Его изобразили в глазах публики благонамеренным путаником, он вскоре вышел из игры и в конце концов стал поддерживать выдвижение Ричарда Никсона кандидатом в президенты. После избрания Никсона он в его кабинете возглавлял министерство жилищного строительства и городского развития, а в 1972 г. подал в отставку и практически исчез с политического горизонта.

Большинство американцев, кто сколько-нибудь помнит этого человека, вероятно, охарактеризует его как энергичного, с приятной улыбкой, невысокого роста мужчину, которому, возможно, и недоставало качеств, необходимых для президента США. Быть может, это и верно, но именно эти черты сослужили Ромни хорошую службу, когда он, опираясь на наследие Джорджа Мейсона, возглавил последнюю атаку национальной автомобильной фирмы на гегемонию «большой тройки». В 50-х годах на протяжении нескольких лет он выглядел этаким громилой, который способен разрушить не только атаку «Фольксвагена», но даже вынудить компании «Дженерал моторс», «Форд мотор» и «Крайслер» принять его концепцию американского легкового автомобиля. Вплоть до появления Ли Якокки в роли спасителя фирмы «Крайслер», спустя целое поколение, в автомобильной индустрии не было национального героя такого масштаба.

Ромни родился в 1907 г. в г. Мехико в семье американских мормонов, эмигрировавшей в Мексику в поисках более широких возможностей и религиозной свободы. Однако его семья, столкнувшись с возрастающими в Мексике антиамериканскими настроениями, вскоре возвратилась в США. После смены ряда мест родители Ромни окончательно обосновались в Солт-Лейк-Сити (штат Юта), где Джордж учился в школе, а во время каникул работал штукатуром. Будучи глубоко религиозным человеком, Ромни провел год в Англии в качестве миссионера. В 1929 г. он отправился в Вашингтон, где занял должность помощника сенатора-демократа от штата Массачусетс Дэвида Уолша. Здесь было положено начало его политической карьере.

Фотографии Ромни того времени запечатлели поразительно красивого подтянутого молодого человека, портреты которого были бы вполне уместны в газетной рекламе зубной пасты или мужских сорочек. Он к тому же был представителен, общителен, излучал искренность и внушал большую симпатию. Вашингтонцы, обладающие такими качествами, не долго остаются в роли помощников, они либо пытаются получить самостоятельный государственный пост, либо подаются в частный сектор. Ромни избрал второй путь, пошел в 1930 г. стажером в «Алюминум компани оф Америка» («Алкоа»). Он быстро стал не только вашингтонским представителем и лоббистом этой фирмы, но одновременно выполнял такие же обязанности и для одной из торговых групп этой отрасли — «Алюминум уэйрз ассошиэйшн». К концу 30-х годов он приобрел известность в комиссиях конгресса, в светских кругах, а в деловом мире завоевал себе репутацию удачливого и компетентного лоббиста, имеющего основания претендовать на дальнейшее продвижение вверх по служебной лестнице.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.