Глава 4. Появление компактного автомобиля. ч.10

Было бы большим преувеличением считать, что советский спутник явился причиной сокращения сбыта легковых автомобилей в 1958 г., поскольку такого сокращения следовало ожидать после рекордного уровня их продаж в 1957 г., а также в условиях возникшего общего экономического кризиса. Однако несмотря на то, что объем сбыта в 1958 г. (4,3 млн. шт.) оказался самым низким за последние десять лет, это отнюдь не повергло Детройт в ужас. Между тем западноевропейский импорт легковых автомобилей в США даже увеличился с 206 тыс. шт. в 1957 г. (3,5 % американского рынка) до 378 тыс. шт. в 1958 г. (8,1 %), причем продажи «Фольксвагенов» возросли соответственно с 65 до 79 тыс. машин.

Еще более разительным оказался рост сбыта продукции «Америкэн моторс». Ее продажи подскочили со 106 тыс. шт. легковых автомобилей в 1957 г. (1,8 % рынка) до 186 тыс. шт. (4 %). «Америкэн моторс» была единственной американской автомобильной корпорацией, которой удалось в этом кризисном году увеличить свою выручку — до 470 млн. долл., ее прибыль в сумме 26 млн. долл. не только была рекордной для этой компании, но оказалась выше, чем все годы, за исключением одного, у компании «Нэш». Журнал «Консьюмер рипортс» провозгласил модель «Рамблер» «автомобилем года». Акции «Америкэн моторс» на Уолл-стрит резко пошли вверх, а имя и портрет Джорджа Ромни мелькали перед глазами всех американцев. Это не было только мгновенной вспышкой, случайным успехом. В 1959 г. продажи «Рамблеров» превысили 363 тыс. шт., а в следующем достигли уже 422 тыс. шт. (6 % рынка). Смена предпочтений, революция, принесенная «Фольксвагеном», экономический кризис, советский спутник, везение и, наконец, сам Ромни спасли корпорацию.

Успех «Америкэн моторс» потряс Детройт сильнее, чем что-либо другое со времен «великой депрессии». Автомобильный истэблишмент всегда считал феномен «Фольксвагена» недолговечным, он полагал, что этот феномен в крайнем случае скоро достигнет пика, а затем сойдет на нет. Детройт просто не мог допустить и мысли о том, что иностранцы способны понять законы развития гигантского американского рынка и привлечь на свою сторону владельцев машин «Шевроле», «Форд» и «Плимут». Совсем иного рода угрозу являл собою «Рамблер», эта угроза требовала отпора. Это уже был целиком американский легковой автомобиль, вплоть до его названия, и со временем он мог привлечь множество американских покупателей. Несмотря на шок, произведенный советским спутником, чувство национальной исключительности оставалось в стране глубоким, и менеджеры автоиндустрии, которые могли третировать Хайнца Нордхоффа как нахального немецкого выскочку, испытывали уважение к Ромни как к человеку из их собственной среды, выступившему на рынке с удачной продукцией, достойной подражания.

Фирма «Студебеккер-Паккард» не обошла вниманием урок, преподнесенный моделью «Америкэн». Воздав должное инициативе Ромни, она последовала его примеру и в 1958 г. выступила на рынке с новой моделью «Ларк».

Studebaker Lark VIII 1959

Подобно «Америкэн», модель «Ларк» не отличалась конструктивными новинками, была весьма скупо хромирована и имела довольно простенький интерьер. По своему внешнему виду она оказалась несколько элегантнее прежних моделей этой фирмы, хотя кое-кто воспринимал ее как несколько ухудшенный вариант автомобиля «Чэмпион» выпуска 1957 г. По своей экономичности «Ларк» уступала «Америкэн», но имела более мощный 6-цилиндровый двигатель, а по желанию покупателей на ней можно было установить V-образный 8-цилиндровый мотор, что позволяло повысить ее скорость даже по сравнению с большинством моделей стандартных классов.

Так же как автомобиль «Америкэн» спас корпорацию «Америкэн моторс» в 1958 г., «Ларк» помог фирме «Студебеккер-Паккард» обеспечить в 1959 г. безубыточную деятельность. В 1957 г. она продала лишь 48 тыс. автомашин (1 % рынка) и понесла убыток в 2,2 млн. долл. За первый полный год продажи «Ларк» ее сбыт достиг 113 тыс. машин (2,2 % рынка), а прибыль составила 28,5 млн. долл. В течение нескольких месяцев в 1959 г. казалось, как писала одна газета, что «"Студебеккер-Паккард" продемонстрировала маленькое чудо». Однако «Ларк» был выпущен слишком поздно; он уже не мог ни спасти фирму, ни отобрать у модели «Америкэн» существенную часть рынка компактных автомобилей. В последующем производство «Ларка» неуклонно сокращалось, и в 1965 г. с конвейеров компании «Студебеккер-Паккард» сошел ее последний легковой автомобиль.

Тем временем «Америкэн моторс» оказалась вовлеченной в новое сражение, развернувшееся не столько вследствие неудач корпорации, сколько в результате ее успехов. Речь идет о реакции Детройта на появление модели «Америкэн». На автомобильной выставке, состоявшейся в Нью-Йорке в конце 1959 г., были представлены три новые модели — «Корвейр», «Фалкон» и «Велиэнт», — выпущенные соответственно компаниями «Дженерал моторс», «Форд мотор» и «Крайслер». «Большая тройка» решила захватить этот быстро расширявшийся сектор рынка и таким образом не только оттеснить «Америкэн мотор» на ее прежние весьма слабые позиции, но и изгнать с автомобильного рынка США западногерманские фирмы, включая и «Фольксваген».

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.