Глава 4. Появление компактного автомобиля. ч.1

Просто нелепо использовать легковой автомобиль весом в 4 тыс. фунтов для поездки жены в бакалейную лавку за булкой.

Джордж Ромни, 1958 г.

То, что он проделал для «Америкэн моторс», он с таким же успехом мог сделать и для штата Мичиган, причем вполне возможно, что Мичиган сегодня переживает не большие трудности, чем испытывала его компания несколько лет тому назад.

Адвокат из Вайоминга, пригорода Гранд-Рапидса (штат Мичиган), 21 июня 1962 г.

Совершенно очевидно, что владельцы небольших импортных легковых автомобилей стоят на социальной лестнице выше, чем владельцы компактных машин местного производства.

Уильям Каннингем. «Структура американского рынка компактных автомобилей», 1972 г.

В 30-х годах Генри Форд, Уолтер Крайслер и Альфред Слоун пользовались огромной известностью. Имена первых двух носили их заводы, а Слоун стоял во главе крупнейшей автомобильной корпорации страны. Однако в глазах лидеров и исследователей отрасли Джордж Мейсон не уступал им, если и не превосходил их, когда дело касалось производства легковых автомобилей или способности управлять компанией.

Мейсон был менее известен просто потому, что возглавлял предприятие меньшего масштаба. Хотя большинство американцев всегда ожидало лидерства в автомобилестроении со стороны «большой тройки», сам Детройт пристально следил за развитием событий на заводе фирмы «Нэш» в г. Киноша (штат Висконсин), где Мейсон был занят реорганизацией этой некогда доживавшей свой век и почти доведенной до банкротства компании и конструированием автомобиля нового типа.

Сегодня Мейсон почти всеми забыт, а его блестящие идеи и достижения приписаны другим людям. Признание пришло к нему лишь после его смерти. Не будет преувеличением сказать, что в 30-х годах американская автоиндустрия осуществила переход из «эры Форда» в «эру Слоуна», а теперь она уже далеко углубилась в «эру Мейсона». Объясняется это просто: Мейсон явился отцом компактного легкового автомобиля.

Хотя сам Мейсон начинал свою карьеру не непосредственно на производстве, он принадлежал к поколению, которое именно там делало свои первые шаги и опыт которого он в большой мере усвоил. Сперва он работал неполный рабочий день в качестве продавца у своего отца — детройтского дилера. Окончив Мичиганский университет с дипломом инженера, он получил место в компании «Студебеккер». Затем он работал в ряде других автомобильных фирм и в 1926 г. возглавил производственный отдел в компании «Крайслер». В возрасте 35 лет он уже, казалось, был на пути к получению высшего управленческого поста, если не у «Крайслера», то в какой-нибудь другой фирме.

И Мейсон этого, конечно, достиг, но лишь после того, как в его карьере произошел крутой поворот. Он покинул автомобильную промышленность, чтобы возглавить оказавшуюся в тяжелом положении компанию «Коупленд продактс», которая производила холодильники марки «Кэлвинейтор» и которую он вскоре возродил к жизни, превратив в прибыльную. Его достижения в компании «Коупленд» побудили другие фирмы, испытывавшие трудности, предлагать ему их возглавить. Одной из таких фирм являлась «Нэш моторс».

Ее основателю Чарлзу Нэшу было уже 72 года, и он подыскивал себе преемника. Компания «Нэш», которая в 1928 г. продала свыше 115 тыс. автомобилей, в 1932 г. оказалась на грани банкротства, когда объем ее продаж составил лишь 20 тыс. машин. К 1936 г. компания кое-как выбралась из трясины, доведя продажи до 43 тыс., но все еще продолжала бороться за существование в условиях ожесточенной конкуренции. Мейсон представлялся почти идеальным кандидатом на пост ее руководителя, но он соглашался занять его лишь при условии присоединения фирмы «Кэлвинейтор» к компании «Нэш». Чарлз Нэш скрепя сердце принял это условие, и в 1937 г. была образована фирма «Нэш — Кэлвинейтор».

Впрочем, дело обернулось так, что именно производство холодильников спасло «Нэш», поскольку его прибыльность оказалась стабильной и компенсировала возникавшую время от времени убыточность автомобильного отделения фирмы. Причина убыточности последнего заключалась вовсе не в том, что в конце 30-х годов модели «Нэш» отличались плохой конструкцией или производственными дефектами. Подлинной ее причиной послужило то обстоятельство, что завод в Киноша не мог обеспечить такие масштабы производства, какие были под силу предприятиям «Дженерал моторс» и «Форд мотор». Подобно наиболее сходным с нею компаниям «Студебеккер» и «Хадсон», фирма «Нэш» вынуждена была придерживаться цен, какие «большая тройка» устанавливала на модели такого же класса, и в результате обычно получала на единицу продукции намного меньшую прибыль. Общее с указанными компаниями у «Нэш» было также и то, что она опиралась на немногочисленную клиентуру, состоявшую из постоянных приверженцев ее марки, десятками лет покупавших именно ее машины и не желавших никаких иных, а также из покупателей, привлекаемых низкими ценами или новшествами, какие они не могли обнаружить у автомобилей других компаний.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.