Глава 2. Чудо Вольфсбурга. 7

После войны Нордхофф рассчитывал вернуться в компанию «Опель», но вскоре обнаружил, что некогда крупнейшая германская автомобильная компания практически прекратила свою деятельность. К тому времени, когда английские оккупационные власти разыскали его, чтобы выяснить, не согласится ли он возглавить «Фольксваген», он содержал маленькую ремонтную мастерскую. Нордхофф, разумеется, не замедлил воспользоваться представившейся возможностью и в конце 1947 г. прибыл в Вольфсбург.

Как уже отмечалось, в Западной Германии компания «Фольксваген» не встречала трудностей со сбытом своих машин «Битл», поскольку, по крайней мере сначала, конкуренция на рынке отсутствовала. Это само по себе должно было подталкивать Нордхоффа к тому, чтобы выпускать больше автомобилей, мало заботясь о контроле их качества, а кроме того, воздерживаться от регулярной, если не ежегодной, смены моделей. Однако он поступил иначе — ужесточил требования к качеству, добиваясь не увеличения продаж, а повышения репутации машины, так как понимал, что именно высокая репутация будет иметь значение, когда на рынке появятся другие автомобильные фирмы. В результате дешевый «Фольксваген» своими качественными характеристиками привел в изумление покупателей, включая американских солдат, размещенных тогда в Западной Германии.

С самого начала Нордхофф решил не вносить радикальных изменений ни в дизайн, ни в технические параметры своей модели, а совершенствовать ее постепенно. Собственно, в первые годы и выбора у него другого не было. Во-первых, компания «Фольксваген» попросту не располагала средствами для смены моделей, а, во-вторых, сами по себе особенности этого легкового автомобиля практически исключали такую возможность.

Для большинства выпускавшихся в мире автомашин ежегодная смена моделей носила преимущественно косметический характер. Те сверкающие, кричащие новые модели, которые каждую осень Детройт выбрасывал на рынок, могли в глазах потенциальных покупателей отличаться от своих предшественников, но чаще всего под их тонкой металлической шкурой и хромированными нашлепками большинство узлов и деталей оставалось без изменения. Американская автомобильная компания вполне могла свыше десяти лет сохранять практически один и тот же двигатель, тогда как форма кузова и его размеры регулярно претерпевали ряд изменений. Редко менялись также коробки передач, подвески и другие узлы. Так, 8-цилиндровый двигатель, первоначально предназначенный для автомобиля весом 1361 кг, мог закончить свой век на машине весом уже свыше 1800 кг. Для первого автомобиля он, вероятно, был несколько чересчур мощным, а на последнем не обеспечивал нормальной скорости разгона.

Следует иметь в виду, что конструкция автомобиля Порше является «целостной», а не «атомистической», как конструкция американских машин. Они отличаются между собой тем, что «целостная» конструкция при изменении одного существенного узла или при увеличении веса машины требует изменения большинства других узлов, тогда как в «атомистических» американских моделях можно легко автономно изменять отдельные узлы. Разумеется, и американцы и Порше знали, что делают. Порше имел задание создать дешевый легковой автомобиль для массового покупателя, который предпочтет косметическим изменениям доступность цены машины и ее надежность в эксплуатации. По существу, речь шла о создании немецкого варианта американской модели «Форд-Т», самого знаменитого из «целостных» автомобилей. Базовая модель Форда на протяжении двух десятилетий своего существования не претерпела существенных изменений. Форд улучшал ее постоянно, не дожидаясь завершения модельного года. История модели «Форд-Т» определялась не модой, а техническими особенностями ее конструкции.


Ford Model T, 1910г.

Идеалом для Нордхоффа служили Генри Форд и его модель «Т», а не Альфред Слоун и послевоенный «Шевроле». Нордхофф располагал легковым автомобилем, каждый компонент которого точно сочетался со всеми остальными. Не нравился покупателям скошенный капот машины? Могла ли компания «Фольксваген» придать капоту более привычную форму? Конечно, могла, но это вызвало бы дополнительное сопротивление воздуха, что потребовало бы увеличения мощности двигателя, а последнее в свою очередь обусловило бы необходимость изменения коробки передач. Поэтому идея коренных изменений модели была отвергнута в пользу постепенных усовершенствований, не затрагивающих первоначальную конструкцию кузова.

Несколько лет спустя Нордхофф в интервью сформулировал свой подход следующим образом: «Я отбросил все соблазны менять модель и ее конструкцию. Любая хорошая конструкция таит в себе неисчерпаемые возможности, а наша конструкция была именно такой. Не вижу смысла в том, чтобы каждые несколько лет начинать заново все ту же нудную работу и почти все сделанное прежде считать устаревшим… Мне больше импонировало предлагать людям честную работу, изделие высшего качества, которое в новом виде обладает низкой ценой и за которое на рынке подержанных машин выгодно заплатить относительно высокую цену, чем следовать советам кучки истеричных дизайнеров, пытающихся всучить покупателям нечто такое, чего они отнюдь не хотят иметь…»

Таким образом в то время как в США торжествовал «слоунизм», в Западной Германии возродился «фордизм».

Тем не менее в конструкцию и внешний облик «Фольксвагена» небольшие изменения все же вносились. В 1949 г. были усовершенствованы карбюратор и приборный щиток, а в следующем году недостаточно надежные механические тормоза были заменены на гидравлические. В 1951 г. наступил черед косметических изменений — ветровое стекло оказалось в хромированном молдинге, а на передке капота установлена эмблема города Вольфсбург. В течение следующих двух лет были добавлены поворотные форточки, изменена конструкция стеклоподъемника, а вместо составного заднего стекла установлено цельное овальной формы. Самое важное усовершенствование модели заключалось в том, что были синхронизированы все ступени коробки передач, а это существенно облегчало управление машиной, особенно для водителей-новичков. И все же в 1953 г., когда компания «Фольксваген» выпустила свыше 180 тыс. автомашин «Жук», в Соединенных Штатах их было продано менее тысячи. На рынке импортных легковых автомобилей в США все еще преобладал «Минкс», хотя и его сбыт оставался ничтожным. «Британское вторжение» на американский рынок выдыхалось. Началась «западногерманская атака» на Детройт, хотя почти никто за пределами Вольфсбурга этого еще не знал.

 



 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.