Глава 2. Чудо Вольфсбурга. 5

Затем быстро последовала денежная реформа, помощь по «плану Маршалла», другие меры по закреплению влияния западных союзников на занятой ими территории и, как следствие, образование в октябре 1948 г. Федеративной Республики Германии. Очень скоро миру предстояло заговорить о «западногерманском экономическом чуде», поскольку ФРГ не только смогла быстро восстановить свою экономику, но и обнаружила способность вернуть потерянные еще до войны зарубежные рынки.

Компания «Фольксваген» оказалась в авангарде этого процесса. В 1948 г. на ее долю приходилось 65 % всего объема выпуска легковых автомобилей в стране, хотя в дальнейшем, по мере того как «Опель», «Форд», «Ауто-Унион» и другие фирмы расширяли свое производство, эта доля стала снижаться. Все же «Фольксваген» не только сохранила большую часть своей клиентуры, причем спрос возрастал быстрее предложения, но превратилась в крупнейший в ФРГ индустриальный концерн, годовые поступления которого к концу 50-х годов достигли 1,4 млрд. долл.

Тому были две тесно взаимосвязанные причины. Во-первых, выработанная Нордхоффом стратегия и методы ее претворения в жизнь и, во-вторых, сами по себе качественные характеристики выпускаемого автомобиля.

Как уже отмечалось, фирма «Фольксваген» намного опередила другие западногерманские автомобильные компании, причем она располагала моделью автомобиля, которая в первый послевоенный период наилучшим образом соответствовала тогдашней экономической обстановке в стране. Машина стоила дешево — всего 990 (старых) рейхсмарок. И хотя перевод этой суммы в доллары мало что значил в условиях крайне нестабильной экономики страны в 1946 г. и 1947 г., указанная сумма была вполне доступна для людей, которым удавалось попасть в ряды среднего управленческого персонала, а также для американских солдат, жалованье которых выплачивалось в долларах. В результате успешных спекулятивных операций на черном рынке американский сержант оказывался в состоянии приобрести «Фольксваген» за сумму, эквивалентную его месячному жалованью. Именно спрос со стороны американских военнослужащих послужил одной из причин того, что уже с самого начала возникла очередь на автомашины этой компании. Совсем нередки были случаи, когда человек, купивший «Фольксваген», ездил на нем примерно год, а затем перепродавал его тому, кто не хотел ждать очереди, причем даже по более высокой цене, чем стоила новая машина. Американские солдаты по завершении срока своей службы вывозили приобретенный «Фольксваген» на родину, хотя, конечно, знали, что в США запасные части к нему нельзя будет достать и что при первой поломке машина выйдет из строя. Но они с этим не считались, так как уже видели в своей машине не столько действующий автомобиль, сколько сувенир из Европы, которым можно было хвастать перед родственниками и друзьями, причем сами владельцы этого сувенира разъезжали в автомобилях «Шевроле» или «Форд».


Volkswagen Beetle 1938

Выпускавшиеся в 1947–1948 гг. автомашины «Фольксваген» внешне мало чем отличались от довоенных, не претерпели они существенных изменений и в последующие три десятка лет. Нет необходимости описывать внешний вид этой модели, так как редко кто в западном мире в те годы не видел множество их на дорогах. Проведенный в 1970 г. опрос показал, что по мгновенной идентификации предмета автомобиль «Битл» («Жук») компании «Фольксваген» занимал второе место после бутылки «кока-кола». И он действительно больше, чем любой другой легковой автомобиль, был похож на ползущего по дороге жука; это впечатление усиливалось еще тем фактом, что в первое время значительная часть этих машин окрашивалась в черный цвет.

Быть может, полезно сравнить «Фольксваген» с автомобилем «Хиллман минкс», который одно время имел наибольшие шансы понравиться американцам, желавшим стать владельцами небольшого седана иностранного производства. Начать с того, что его внешний облик был самым обычным, от овальной решетки радиатора до взгорбленного багажника. Это был один из тех автомобилей, которые, двигались ли они на дороге или стояли на обочине городской улицы, практически не привлекали к себе внимания. «Хиллман» имел 4-цилиндровый двигатель водяного охлаждения мощностью 37 л. с. и смонтированный на рулевом колесе рычаг переключения скоростей, то есть он представлял собой тип легкового автомобиля, который был привычен для большинства американцев. Водителям, знакомым с моделями «Шевроле» и «Форд», не стоило большого труда научиться управлять «Хиллманом», и, хотя у механиков возникали проблемы с ремонтом его двигателя из-за отсутствия запасных частей или надлежащих инструментов, они все же были в состоянии по крайней мере разобраться в его конструкции, изготовить импровизированные инструменты и приспособить к нему запасные части американского производства.


Hillman Minx V 1951-53

В отличие от «Хиллмана» «Фольксваген» имел установленный сзади 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 25 л. с. Конструкция его мотора также была необычной — горизонтальное расположение цилиндров большинство американских механиков никогда в глаза не видели, и им даже трудно было сразу их найти. Под капотом у него был небольшой багажник, кроме того, еще место для багажа за задним сидением, примерно такое же, как и у «Хиллмана» и других малогабаритных автомобилей, но не столь заметное. Рычаг переключения скоростей был у него на полу, как на американских машинах начала 30-х годов, и молодым водителям приходилось учиться пользоваться им. Более того, четыре передачи трансмиссии не были синхронизированы, что, конечно, ставило в затруднение американцев, привыкших к автоматическим коробкам передач.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.