Глава 2. Чудо Вольфсбурга. 2

Впрочем, помимо США, наиболее развитой автомобильной промышленностью располагала Англия, которая в 1950 г. выпустила 522 тыс. автомобилей, то есть вдвое больше, чем занимавшая третье место в мире Франция. К тому же Англия была крупнейшим в Западной Европе экспортером автомобилей (Франция, занимавшая второе место по этому показателю, и здесь намного отставала от Англии). Хотя подавляющее большинство американцев того времени не имело намерений приобретать иностранную легковую машину, все же можно было полагать, что если какая-либо страна и может рассчитывать на какие-то шансы на американском рынке, то это только Англия. Большие группы населения восточных и западных районов США, особенно люди образованные и состоятельные, издавна слыли англофилами, причем англофильские настроения еще более закрепились союзническими отношениями во второй мировой войне. «Роллс-Ройс» продолжал служить символом автомобиля высокого качества, и многие американцы просто полагали, что англичане владеют особым мастерством создавать машины, подобные точнейшим часовым механизмам на драгоценных камнях, в отличие от отечественных безликих моделей массового производства. В межвоенный период небольшие английские спортивные автомобили были в моде. Такие фирмы, как «Моррис» и «Остин», были передовыми в некоторых областях автомобильной техники и имели репутацию хорошо управляемых предприятий, выпускавших надежные, хотя и несколько трафаретные по дизайну модели. В первые послевоенные годы кое-кто из экспертов в британском парламенте полагал, что эти и другие компании вполне могут производить машины большего размера и не только воспрепятствовать ожидаемому выходу американских автомобилей на иностранные рынки, как только внутренний спрос в США окажется насыщенным, но также экспортировать свои автомобили в США, где их может ожидать неплохой прием. Из этой идеи ничего не вышло, но тем не менее в производстве малогабаритных автомобилей мало кто мог бы серьезно конкурировать в то время с Англией.


Austin A30, 1954

И все же английскую автомобильную промышленность едва ли можно было считать эффективной или передовой. Ее представляли десятки мелких предприятий, расположенных в сельских районах Англии и выпускавших ничтожное количество заказных машин класса люкс вроде моделей «Аллард», «Элвис», «Эстон-Мартон», «Армстронг-Сиддли». К тому же несколько предприятий среднего размера — «Роллс-Ройс», «Ровер», «Джоветт», «Зингер» и «Ягуар» — отбивали у них неуклонно убывающую клиентуру на люксовые автомобили. Свыше 90 % всех английских легковых машин выпускали шесть компаний — «Остин», «Моррис», «Рутс», «Стандард» и принадлежавшие американским концернам фирмы «Форд» и «Воксхолл» («Дженерал моторс»). Американская автоиндустрия, выпускавшая в 12 раз больше машин, чем английская, была представлена в основном тремя крупными концернами, тогда как в Англии их было вдвое больше. Здесь происходили слияния автомобильных фирм. «Остин» и «Моррис» образовали «Бритиш моторс», которая в 1954 г. захватила примерно 38% внутреннего рынка и которая, как считали, имела среди иностранных фирм наилучшие шансы для проникновения на американский рынок (на долю этих двух слившихся компаний в 1953 г. приходилось свыше 90 % английского экспорта, составившего 106 тыс. автомобилей). Однако это слияние нельзя считать удачным, так как оно не привело ни к увеличению масштабов производства, ни к повышению его эффективности. Между тем последовала новая серия слияний, в результате которых впоследствии, в 1967 г., возникла компания «Бритиш Лэйланд» — крупнейший в Англии концерн, включивший в себя фирмы «Остин», «Моррис», «Ягуар», «Стандард» и «Ровер». Если бы такой концерн был создан в конце 40-х годов, а его руководство осуществило бы необходимую рационализацию производства, добившись при этом сотрудничества с профсоюзом, англичане могли бы получить шанс для крупного прорыва на американский рынок. Разумеется, ничего подобного не произошло. К моменту образования «Бритиш Лэйланд» английская автомобильная промышленность уступала по своим размерам не только Франции, но также Японии, ФРГ и Италии. Даже на внутреннем рынке «Бритиш Лэйланд» отставала, уступив первое место компании «Форд», а импорт из Японии и континентальной Европы увеличивал свою долю на рынке за счет британских фирм.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.