Глава 1. Эра детройтского барокко. ч.8

Многие, однако, восприняли «Тандербёрд» как удачную попытку. В 1954 г. «Форд мотор» выпустила 3546 этих автомашин, обогнав «Корвет» на несколько сотен, а в следующем году продажи превысили уже 15 тыс. шт. Поняв, что располагает моделью, пользующейся успехом, и пытаясь повысить ее привлекательность, «Форд мотор» пошла по уже проторенному пути — увеличила длину, ширину и вес автомобиля и оснастила его дополнительным оборудованием. Модель 1958 года, предлагавшаяся как с жестким, так и с мягким верхом, была распродана в количестве почти 38 тыс. шт. Она выглядела скорее как сверкающий двухдверный седан, нежели как настоящий спортивный легковой автомобиль. В 1961 г. продажи этой модели превысили 70 тыс. шт., причем к тому времени «Тандербёрд» уже была превращена в обычную машину, представлявшую собой нечто среднее между моделями «Форд» и «Линкольн».


Ford Thunderbird 1961

Практика работы «Форд мотор» с моделью «Тандербёрд» оказала глубокое влияние на деятельность компании в 60-е и последующие годы. Воздействие это было в лучшем случае двойственным. С одной стороны, фирма приобрела хорошо послуживший ей опыт в производстве, сбыте и рекламе малогабаритного легкового автомобиля, причем обретенной «Тандербёрдом» славе предстояло распространиться и на будущие модели компании. Но опыт с моделью «Тандербёрд» убедил также менеджеров, конструкторов и продавцов в том, что малогабаритный ассоциируется со «спортивным» и что рынок сбыта малогабаритных автомобилей существенно отличается от рынка машин с кузовом типа седан. Переключение с одного рынка на другой возможно лишь единственным способом — путем перехода от специализированной модели к модели общего назначения, то есть в результате изменения ее размеров. Сложилось мнение, что «Тандербёрд» — это привлекательная вторая машина для богатых и первая для молодых людей. Однако к 1958 г. «Тандербёрд» покупали семьи, стремившиеся подняться в своем престижном статусе на ступеньку выше членства в «Виктори клаб» и обладания седаном модели «Скайлендер».


Ford Skyliner Fairlane 500 Retractable 1958

Такое представление сохранилось и после того, как «Форд мотор» выступила пионером в выпуске малогабаритных седанов и достигла при этом большого успеха. Когда руководителям компании пришлось рассматривать перспективы создания новой модели «Т»[7], они выдвинули идею повторения модели «Тандербёрд». Следует добавить, что они хотели избежать опыта с машиной «Эдзел», олицетворявшей самое большое в истории автомобилестроения фиаско с новой моделью, фиаско, из которого компания так и не извлекла надлежащего урока.

Модель «Эдзел» явилась плодом тех же идей, какие привели к рождению нового «Шевроле», а именно стремления привлечь тот слой покупателей, которые хотели иметь легковой автомобиль, символизирующий более высокий общественный статус его владельца. Люди, которые до второй мировой войны и в период реконверсии второй половины 40-х годов вполне довольствовались своими старыми моделями «Шевроле», «Форд» и «Плимут», теперь претендовали на автомобили, придающие владельцам более высокий статус, имеющие под капотом более мощные двигатели и больше хрома на кузове. Как уже отмечалось, владельцы «Шевроле» теперь приобретали модели «Понтиак», «Бьюик» и «Олдсмобил», тогда как люди, прежде ездившие на машинах «Плимут», теперь приценивались к моделям «Додж», «Десото» и даже «Крайслер». Между тем покупатели, прежде довольствовавшиеся моделями «Форд», но теперь желавшие иметь более престижную машину, вынуждены были отказываться от приобретения автомобилей «Форд мотор». Как охарактеризовал положение Крюзо, «мы культивируем клиентов для "Дженерал моторс"».

Дискуссии относительно проектов новых моделей начались еще в 1948 г., но они кончались ничем, пока четыре года спустя не была образована специальная комиссия для изучения ситуации на рынке. Сначала рассматривалась возможность создания двух новых моделей, представлявших собой варианты существовавшей модели «Меркьюри», причем одна из них должна была быть дешевле, а другая дороже уже выпускавшихся автомашин. Успехи «Форда» 1953 года и «Шевроле» 1954 года заставили комиссию отвергнуть первую и сосредоточить все внимание на проекте легкового автомобиля, который по размерам, мощности двигателя и цене превзойдет «Меркьюри». Сперва имелось в виду установить кузов «Линкольна» на шасси «Меркьюри», но вскоре от этой идеи отказались в пользу более амбициозной программы создания совершенно новой модели. Ей был присвоен условный индекс «Э», который, по утверждению одних сотрудников компании, означал «Экспериментл», а по словам других, служил инициалом имени Эдзела, сына Генри Форда-старшего и отца Генри Форда-младшего.

«Форд мотор» хотела сконструировать автомобиль, который был бы достаточно традиционным, чтобы привлечь покупателей машин с кузовом типа седан, и в то же время настолько оригинальным, чтобы вызвать сенсацию как в автоиндустрии, так и в демонстрационных салонах. Иными словами, это должен был быть легковой автомобиль, содержащий элементы старого и нового, то есть, по существу, компромиссный вариант. Поставленная цель была реализована — «Эдзел» оказался моделью, компромиссной во всех отношениях.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.