Глава 1. Эра детройтского барокко. ч.7

Насколько ненадежным было наследие, доставшееся «Форд мотор» от прошлого, настолько же смутными представлялись ее перспективы. Самой сильной стороной компании являлась серия моделей с помощью которой в 50-х годах ей удавалось почти на равных бороться на рынке с «Шевроле», а в ряде случаев даже выходить вперед по объему продаж. Подобно «Дженерал моторс» и «Крайслер», «Форд мотор» усвоила важнейшие элементы стиля «детройтского барокко», вступила в состязание по мощности двигателей и количеству хромированных деталей, а ее автомобили из года в год становились все длиннее, ниже, шире. Конструкторы «Форд мотор» несколько отошли от основной тенденции, не приняв целиком концепцию экстравагантных стабилизаторов задних крыльев, которая на ее моделях середины 50-х годов применялась лишь частично. Как и «Шевроле», «Форд мотор» повысила классность своих некогда скромных автомобилей, чтобы более состоятельные покупатели могли приобретать их, избегая последовательной замены моделей «Дженерал моторс», согласно сложившейся их иерархии.

Для «Дженерал моторс» практика «Шевроле» была делом сознательного выбора. А «Форд мотор» была вынуждена пойти по этому пути, потому что в случае, если модель «Форд» не устраивала покупателя, выбирать ему в салонах этой компании было уже нечего.

«Форд мотор» выпустила свою модель «Меркьюри» в 1938 г., ее продолжали выпускать и после войны в качестве конкурента моделей «Понтиак» и «Бьюик» корпорации «Дженерал моторс» и моделей «Додж» и «Десото» корпорации «Крайслер». Расчет был на то, что «Меркьюри» явится шагом вперед по сравнению с моделью «Форд». Хотя продажи «Меркьюри» были значительными, она все же воспринималась лишь как усовершенствованный «Форд», поскольку не имела ярко выраженного собственного облика. Правда, «Меркьюри» шла на рынке лучше моделей «Крайслер», но сильно отставала от машин «Понтиак» и «Бьюик».

На еще большие трудности наталкивались самые дорогие модели «Форд мотор»; сбыт марок «Линкольн» и «Континентл» в 50-е годы ни разу не достигал 50 тыс. в год и, как правило, составлял лишь треть объема продаж «Кадиллака» или аналогичных моделей «Крайслер». Нельзя сказать, что «Форд мотор» не прилагала усилий к завоеванию рынка. Модель «Континентл» была самой длинной и тяжелой из всех американских легковых автомобилей. К концу 50-х годов ее длина достигла 5740 мм, а вес превысил 2500 кг. Казалось, что «Форд мотор» никак не может решить, продавать ли модели «Линкольн» и «Континентл» представителям «старой денежной аристократии», которые могут счесть «Кадиллак» символом грубого материализма, или попытаться конкурировать с последней, придав своим машинам несколько более спортивный облик.

Гораздо больший успех принесла компании «Форд мотор» модель «Тандербёрд», задуманная как спортивный или «персональный» легковой автомобиль. С презрением отвергнутая туристами, эта машина была с восторгом принята широкой публикой. Впрочем, «Тандербёрд» явилась единственной в тот период важной победой «Форд мотор» над «Дженерал моторс» и оказалась, пожалуй, одним из трех или четырех лучших представителей стиля «детройтского барокко».


Ford Thunderbird 1955-1957

С начала 50-х годов Детройт стал интересоваться рынком сбыта компактных и дорогих спортивных моделей типа английской марки «Миджет». Харли Эрл сконструировал в «Дженерал моторс» автомобиль «Корвет», который в 1953 г. был выпушен только в варианте с открытым верхом, в одном цвете (белом) и с 6-цилиндровым двигателем «Шевроле». Это была экспериментальная модель с кузовом из стекловолокна и подвеской нового типа, модель, которую могла себе позволить создать лишь чрезвычайно богатая компания, причем вначале казалось, что она успеха иметь не будет. В 1953 г. было произведено лишь 315 машин этой марки, а в следующем году — 3640 шт. Но с годами ее стали делать крупнее и с более мощным двигателем, в результате к концу 50-х годов она уже считалась единственным подлинно американским спортивным легковым автомобилем. Хотя «Корвет» и не столкнулась на рынке с серьезной конкуренцией, сбыт ее был ограниченным, поскольку и ее цена, и технические характеристики не позволяли претендовать на спрос широких слоев покупателей. Ни разу в 50-е годы продажи этой модели не превысили 10 тыс. шт. в год, причем «Дженерал моторс» и не прилагала усилий к увеличению ее сбыта.


Chevrolet Corvette 1953

Сопоставим опыт «Дженерал моторс» с машиной «Корвет» с опытом «Форд» на первом этапе производства модели «Тандербёрд». «Дженерал моторс» начинала конструирование и производство модели «Корвет» с нуля. Ни по внешнему виду, ни по основным узлам и деталям она не была похожа ни на одну из выпускавшихся прежде моделей «Дженерал моторс». В отличие от последней «Форд мотор» пошла иным путем, поставив себе задачей создать возможно более дешевую автомашину, а это означало необходимость применения уже существующих узлов и деталей, а также применявшихся ранее конструкторских разработок. В результате у «Форд мотор» получился небольших размеров, спортивного вида мощный автомобиль (с 8-цилиндровым двигателем), который безошибочно воспринимался именно как «Форд», вел себя на дороге как седан и представлялся самым обычным во многих других отношениях. Льюис Крюзо, уже однажды пытавшийся добиться одобрения проекта небольшого легкового автомобиля, который составил бы конкуренцию «Шевроле», и способствовавший созданию «Тандербёрда», говорил, что в действительности это вовсе не спортивный, а скорее «настоящий персональный, прогулочный автомобиль для покупателя, желающего иметь комфортную и вместе с тем престижную машину с обликом и динамическими характеристиками спортивного автомобиля». Один представитель автомобильной прессы того времени придерживался совершенно противоположной точки зрения. «Использование этой автомашины, — писал он, — выглядит так, как будто вы приезжаете в мотель с женой, регистрируетесь там под чужим именем и сообщаете фальшивый адрес. Вам может показаться, что вы одурачиваете людей, возможно, вам это и удастся, но зачем же обманывать самого себя».


 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.