Глава 1. Эра детройтского барокко. ч.6

В соответствии с тактикой отделения «Шевроле», компания «Крайслер» начала 1955 г. с выдвижения придуманной ее рекламным агентством броской характеристики предлагаемых моделей — «Новейший облик!». На рынке появились легковые автомобили, которые были длиннее и ниже всех, какие когда-либо выпускались корпорацией. Публике они понравились. Продажа всех классов машин возросла, а сбыт моделей «Плимут» был рекордным за всю историю корпорации «Крайслер». Ее доля в общем объеме продаж увеличилась с менее чем 13 % в 1954 г. до почти 17 % в 1955 г.

Chrysler New Yorker 1955
Chrysler New Yorker 1955

Этот успех, как и успех «Шевроле», роковым образом предопределил судьбу автомобилестроения. «Тяжеловесный автомобиль умер в 1955 г.», — писал Джон Джером пять лет спустя в своей книге «Смерть автомобиля». Он подчеркивал, что «все наши укоренившиеся кальвинистские аскетические представления о практичности, экономии, простоте и жестких принципах американской готики были сданы в утиль». Мало кто внес большую лепту в этот процесс, чем Колберт и Экснер.

Впоследствии будет признано, что корпорация «Крайслер» достигла решающего поворотного пункта в своей истории в 1957 г. Пытаясь обойти «Дженерал моторс», Колберт оснастил модели этого года еще более мощными двигателями и самыми длинными, высокими и, с точки зрения критиков, необычайно причудливыми по форме стабилизаторами задних крыльев. Представители фирмы несколько неуклюже пытались доказывать, будто эти стабилизаторы обеспечат их машинам лучшую управляемость, но никто всерьез не принимал подобные объяснения. «Крайслер», некогда самая консервативная из «большой тройки», стала теперь самой экстравагантной. Ведь шик порождает повышенный спрос на легковые автомобили.

 


Chrysler New Yorker 4-Door Hardtop 1957
Фрагмент страницы из рекламного буклета

 

Все это пришлось, однако, оплатить дорогой ценой. Колберт нещадно подгонял свои конструкторские и производственные подразделения к активизации кампании по созданию новинок, потрафления вкусам покупателей и увеличения доли корпорации в общих продажах на рынке. Модели 1957 года были в большой спешке запущены в производство, чтобы опередить всех в удовлетворении спроса на сверхмодные мощные двигатели и шикарные стабилизаторы задних крыльев. Двигатели работали с перебоями, кузова протекали и ржавели, и неслыханно доселе большое количество автомашин буквально разваливалось на части. Вскоре объем продаж сократился. При Уолтере Крайслере и К. Т. Келлере корпорация завоевала себе репутацию производителя надежных легковых автомобилей самой совершенной конструкции, но в годы правления Колберта эта репутация сошла на нет.

К 1960 г., когда корпорацию возглавил Линн Таунсенд, ее доля на рынке составляла лишь 10 % и продолжала снижаться. Будучи финансистом, хорошо разбирающимся как в статистических показателях, так и в рыночной конъюнктуре. Таунсенд, ознакомившись с положением дел в корпорации, сразу понял, что она пришла в упадок. Все свое время он посвятил осуществлению мер по сокращению издержек, введению режима экономии, организованной перестройке и перегруппировке сил, сделав главную ставку не на расширение операций компании, а на сохранение ее жизнеспособности. Первые рекламные публикации периода правления Таунсенда провозглашали: «Мы намерены выявить все неудачное, закрепить все удачное и двигаться вперед». Но как это можно было осуществить в условиях, когда в корпорации «Крайслер» уже пустило глубокие корни стремление полагаться в сбыте автомобилей на все новые хитроумные безделушки и когда ей угрожал вызов, брошенный «Дженерал моторс»? Перспектива была мрачная, и Таунсенд одно время даже рассматривал план слияния с компанией «Студебеккер», у которой, конечно, были и свои трудности, но затем он эту идею отверг. «Я вовсе не уверен, что «Крайслер» сохранится к 1980 г., — заявил Таунсенд председателю правления компании «Студебеккер» Шервуду Эгберту. — Даже «Форд мотор» может исчезнуть».

Существовала примечательная симметрия в размерах компаний, составляющих «большую тройку». «Дженерал моторс» примерно вдвое превышала размер «Форд мотор», а та в свою очередь вдвое превышала «Крайслер». Менеджеры двух последних компаний часто несколько легкомысленно поговаривали об изменении в свою пользу сложившегося соотношения сил, тогда как руководители «Дженерал моторс» тщательно анализировали проблемы, связанные с сохранением своего лидерства в отрасли, где конкуренция была особенно остра. Конкуренция в автомобильной промышленности действительно была острой — и в области конструирования, и в организации рекламы, и в развитии сети дилеров и демонстрационных залов. Однако в конце 50-х годов, как и в начале этого десятилетия, никто всерьез не считал возможным изменение традиционной расстановки сил в рамках «большой тройки». Вопреки мрачным предположениям Таунсенда, никто не думал, что любой из компаний «большой тройки» грозит банкротство или исчезновение в какой-либо иной форме. «Дженерал моторс» была неуязвима, «Крайслер» сохранила способность справиться даже с катастрофическими бедами 1957 г., а компании «Форд», как мы увидим, удалось преодолеть последствия допущенной ею крупнейшей в истории автоиндустрии ошибки в конструировании своих легковых машин.

В самом начале послевоенного периода Генри Форд II направил усилия на то, чтобы вдохнуть жизнь в свою ослабевшую компанию, оказавшуюся на грани развала. И ему это удалось с помощью группы демобилизовавшихся из ВВС специалистов-управленцев, получивших кличку «вундеркиндов», а также, прежде всего с помощью Эрнеста Брича, ветерана «Дженерал моторс», занимавшего в то время пост главного директора-распорядителя фирмы «Бендикс авиэйшн». Составным элементом программы обновления «Форд мотор» явилась разработка стратегии, которая позволила бы компании вырвать у «Крайслер» второе место, которое она тогда занимала на рынке, и, быть может, даже бросить в некоторых областях вызов самой «Дженерал моторс». Это не должно было составить большого труда. Просто Форду, подобно другим лидерам автомобильной промышленности, пришлось последовать примеру президента «Дженерал моторс» Альфреда Слоуна как в области организационного построения своей фирмы, так и в диверсификации ее продукции.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.